Душный запах петербургского андеграунда


Музыкант Сергей Курёхин, обложка альбома "Ибливый Опоссум"

        На реконструкцию Центра современного искусства имени Курёхина собираются выделить около 800 млн. рублей из городского бюджета Санкт-Петербурга, в то время как в Мраморном дворце Русского музея из-за урезания финансирования (обещанные 43 млн. рублей сократили на 5 млн.), при реставрации приходится уже даже не искусственный мрамор класть, а использовать штукатурку.  Как получилось, что астрономические суммы собираются выделить на далеко не всем известный центр сомнительных искусств, в то время как городской бюджет не в состоянии реконструировать знаменитые памятники архитектуры?



Когда-то Ленинград был столицей андеграунда, в него стремились все яркие, неординарные личности - музыканты, художники, поэты и прочие. В начале 80-х здесь был открыт первый в СССР рок-клуб. На его сцене начинали свой путь к известности такие группы как «Кино», «Алиса», «Поп-механика», ДДТ и другие. Одной из самых эксцентричных была группа «Поп-механика», основанная в 84-м Сергеем Курёхиным. Она представляла собой непостоянный концертный состав, в шоу которого могли участвовать музыканты, певцы и художники разных школ и стилей и единственным постоянным участником и идейным лидером которого был сам Курёхин.

Что же представлял из себя сам Сергей Курёхин? Родился в Мурманске, в семье капитана второго ранга и учительницы математики. С четырех лет начал играть на рояле, позже учился в музыкальной школе, выступал в оркестре дома культуры. В 71-м году Курёхин с семьей переехал в Ленинград, тут-то и началась настоящая творческая жизнь. Здесь он вошел в ленинградскую богему, познакомился с самыми яркими личностями города и страны. Среди новых знакомых музыканта в 95-м оказались небезызвестные Александр Дугин и Эдуард Лимонов (с которыми Курёхин был тесно связан до самой смерти). С этого момента политика стала одним из его главных интересов, он вступил в партию Лимонова - НБП, организовал работу ее городского штаба и так далее.


Александр Дугин (слева) и Сергей Курёхин (справа)

По предложению Курёхина в 95-м Дугин решился баллотироваться в Госдуму. Во время избирательной кампании музыкант организовал для Дугина концерт "Поп-механика 418" (число 418 было взято из эзотерического учения Алистера Кроули), который проходил под лозунгом "Курехин для Дугина". Концерт этот больше походил на черную мессу (или даже являлся ей). На нем участники почтили память одного из видных идеологов оккультизма и сатанизма Алистера  Кроули, главы Ордена Восточных Тамплиеров с 1924 по 1947 гг.

Газета НБП Лимонка (№ 24) подробно описала концерт, приведу небольшую часть текста:
"Председатель Лимонов зачитал поименный перечень ангелов, оставшихся на небесах и сошедших оттуда. Дугин же произнес на французском и русском некоторые таинственные заклинания, связанные с числом 418. Кукольный театр разыграл эпизод из сексуальной магии "Golden Dawn", в огромном колесе вместо белки бегал одетый в куклусклановский костюм палач, привязанные к горящим крестам люди вращались, описывая огненные свастики. Некрореалисты показали трюк с превращением человека в козла и стриптиз военно-морского офицера, также дичайшие слайды. Потом одетые в костюмы лунатиков художники группы Костромы вынесли на платформе Вавилонскую Блудницу, в нейлоновом ядовитом прикиде 60-х, которая сплясала великолепный танец конца света. Предваряя концерт, сам Курехин сообщил, что "Алистер Кроули - это такой маленький человечек, который живет в каждом из вас; его надо только разбудить, и тогда вы сможете посмотреть на всё другими глазами."

Впрочем, магия оказалась бессильной - в депутаты Дугина так и не избрали.


"Поп-механика 418". Памяти Алистера Кроули (фрагменты). Курехин, Дугин (с 23-й минуты), Лимонов (с 9-й минуты).

Летом 96-го года Сергея Курёхина не стало, он скоропостижно скончался от редкого заболевания - саркомы сердца. Но память о нем в Санкт-Петербурге жива. Здесь проводится международный музыкальный фестиваль SKIF (Sergey Kurуokhin International Festival), в 2004 году был открыт Центр Современного Искусства имени Сергея Курёхина, а в 2009 году Фонд и Центр имени Сергея Курёхина создали ежегодную премию в области современного искусства. Среди членов жюри премии, кстати, неоднократно был скандально известный Марат Гельман.


Марат Гельман (крайний слева) на премии им. Сергея Курёхина 2012

Центр Современного Искусства им. Сергея Курёхина размещается в здании бывшего кинотеатра "Прибой" на Васильевском острове (кстати, недалеко от музея "Эрарта"). Директором является вдова музыканта - Анастасия Курёхина.


Анастасия Курёхина, вдова музыканта, директор Центра им. Курёхина

Не так давно стало известно, что в начале 2016 года Центр закроется на реконструкцию. Из бюджета города на это будет выделено, по данным, озвученным в СМИ, около 800 млн. рублей. Депутат закса Анастасия Мельникова так прокомментировала ситуацию газете Metro:

"Я знаю, многие говорят, что нужно кормить и лечить людей, а не ремонтировать Центр. Конечно, сейчас сложная экономическая ситуация, но жизнь-то продолжается. Да и о молодёжи необходимо думать, если мы хотим вытащить их из баров. Но для этого нужно предложить альтернативу".


Проект реконструкции центра (скорее похоже на то, что его отстроят заново)

О том, как измениться жизнь Центра после реконструкции на прошлой неделе "Интерфаксу" рассказала Анастасия Курёхина:

"Мы планируем открыть здесь Музей медиамеханики, коллекцию которого мы уже начали формировать. В нее войдут произведения современного искусства, частично - архивы, посвященные рок-культуре Ленинграда. Но мы постараемся показать и развитие того движения, которое возникло и расцвело в 1980-е годы, до наших дней. Помимо этого, в Центре появятся телевизионная и звукозаписывающая студии, медиатека. Это будет новый крупный мультимедийный центр современного искусства, аналогов которому сегодня в городе нет".

Худрук сообщила, что после реконструкции площадь здания Центра увеличится вдвое. В нем появятся новые пространства, площадки, выставочные помещения, будет создан малый зал, а также залы для музейной деятельности. Кроме того, в интервью Анастасия Курёхина уточнила, что часть здания будет разрушаться, и они задумались о том, как это можно превратить в перфоманс. Что не сделаешь ради искусства, не так ли?

Интересно, что на современное искусство у нас с легкостью выделяют крупные суммы. При этом, например, Русский музей страдает от недостатка финансирования. В результате, в Орловском зале Мраморного дворца, в котором сейчас ведутся реставрационные работы, собираются искусственный мрамор (заметьте, даже не натуральный) заменить штукатуркой. Вот что об этом газете Metro сказал заместитель директора по комплексной реконструкции и капитальному ремонту Государственного Русского музея Владимир Баженов:

"А что вы хотите. Из 43-х обещанных миллионов нам урезали пять. Везде сейчас экономия.  Вот и выкручиваемся. Хорошо, если все обойдется только искусственным мрамором..."

Ну и напоследок несколько красноречивых фотографий из жизни Центра Современного Искусства им. Сергея Курёхина:



Курехин:NEXT                                                                     Номинант премии Курехина 2010

Лауреат премии в номинации Поэтический перформас     Электромеханика 2014

Какая-то в Северной столице гниль.
Гниль, да. В таких вот статейках, в том числе.
Не пишут они о непризнанных блокадниках.
Зато им Курёхин покоя не даёт...
О, вы может быть скажете, где в статье искажены факты? Курёхин сделал для Дугина концерт, оказавшийся чёрной мессой, это факт. Фотофакты вы видите сами. Это всё дурно пахнет и негоже выделять на не пользующийся популярностью Курёхин-центр больше, чем на Русский музей.

Edited at 2015-09-03 05:46 am (UTC)
Дело не в самих фактах, а в их интерпретации и в акцентах...
Так интеллектуалы и ведут информационные войны в интересах определённых персон и кругов...

Любые ответы я дам в комментариях к моей ответной записи, на которую я сослался ниже, если там будут заданы вопросы. Я готов обсудить эти темы.
Почему бы не сделать так, чтобы финансирование зависело от количества посетителей музея?
Не надо забывать, что Мраморный дворец используется Русским музеем для показа именно современного искусства вполне сравнимого с Курехинским центром, так что, в каком то смысле, шило на мыло. Хотя я, конечно за выделение денег на дворец, все-таки красивое историческое здание, а экспозицию всегда сменить можно.
Курехин славил Кроули... неожиданно, однако.

В кругах музыкантов много шизы, сам с этим сталкиваюсь постоянно... ((

Никогда не понимала этого дебилизма-питерский или тех времен свердловский андеграунд...
Вас никто не заставляет понимать. Да вобщем и говорить об этом - за язык никто не тянет.
Зачем говорить об этом?
Разве нельзя гражданину России спросить, почему в городе Санкт-Петербурге выделяется больше денег на не пользующийся популярностью и, мягко говоря, сомнительный арт-центр, чем на пользующийся популярностью и проверенный временем Русский музей?
Можно. Но не лучше ли было бы задать другой вопрос -- почему вообще так плохо до сих пор финансируется культурная бюджетная сфера? Почему надо постоянно создавать перекосы, чтобы одни завидовали другим, чтобы чьи-то потребности были не удовлетворены? Почему бюджетников о т культуры держат в чёрном теле, а жируют строители газоскрёбов и чайников-со-свистком?
Почему в первую очередь обращается внимание на "сомнительность" отдельно взятого арт-центра, а не на то, что в центральных музеях страны не хватает денег независимо от направления?

И весь этот параноический бред про НКО попахивает обычной завистью: "сами не можем кормить наших художников и артистов, и такой-сякой Америке не дадим"...
Я лично активист «Сути времени». Сообщаю, что движение обращает внимание на описанные вами признаки деградации России как государства. Читайте рубрику «Культурная война» в газете «Суть времени» (надеюсь, автор блога оставит эту ссылку без негативных последствий).
Выделил вниманием этот арт-центр потому, что это уж слишком, выделять на его ремонт в десяток раз больше средств, чем на ремонт Русский музей.
Насчёт НКО спрашиваю вас: «Может ли считаться нашим художник, которого кормит Америка?».
Ничего нового не скажу, но всетаки обращу внимание, что Курехин очень хорошая связующая фигура между оккультным нацизмом и либералами. Можно посмотреть его интервью каналу ТВ 6 где он говорит про Кроули, а про Моцарта что он дебил. Про изберательную компанию Дугина уже сказали. Плюс это все монтируется с "чудесной" посиделкой Юрия Сапрыкина, Сергея Летова, Артемия Троицкого и еще сейчас не помню кого, по поводу памяти Курехина. Видео есть в интернете. Рафинированные либералы + Кроули. По моему очень "мило".
помню прикол курёхина по телику,где он обьявлял Ленина грибом
я пацтулом тогда был
вот они и бесятся теперь. Аромат им, видите ли, не по нраву...
Аналогичное искусство благополучно живет и пропагандируется в "Мемориальном музее-мастерской скульптора М.К. Аникушина" благодаря наилиберальнейшему руководству. Ни какими силами не заставить этих людей сменить тематику, классическое искусство им чуждо и ненавистно, которому всецело принадлежал Аникушин. Руководство вызывающе и цинично идет вразрез с основной направленностью музея. С большим трудом удалось спасти от уничтожения Малую мастерскую и холл, в которых удалось восстановить мемориальную обстановку. Малую мастерскую Литовченко Марии Тимофеевны сохранить не удалось, ее полностью переделали под гардероб, хотя были предложения все сохранить как есть, без ущерба для организации музейного дела. Для меня теперь что либерал, что фашист - одно и то же, поскольку последние целенаправленно уничтожали культуру. С либералами невозможно договориться, они всегда делают то что хотят, не взирая на здравый смысл. Мы живем в чудовищное время мракобесия и абсурда.
Про мастерскую Аникушина немного освещала ситуацию: http://krest9nka.livejournal.com/766.html
На то, что там порой творится, конечно, больно смотреть. Радует только то, что мастерскую отреставрировали и скульптуры теперь в сохранности.
Спасибо, все верно написано.
Пост-модерн как каннибал, пожрал все что было дорого и свято нашему сердцу. НКО проплачиваемые Западом закрывают по всей стране, а самый главный рассадник глумления над нашей культурой продолжает действовать, при чем за наш же счет. Повлиять, а тем более препятствовать, на этот процесс не представляется возможным, слишком сильно сопротивление со стороны музейной мафии и Комитета по культуре. Идет колоссальный распил бюджетных средств, а на выходе мы получаем в лучшем случае дешевую и пустую подделку, а в основном же и вовсе низкопотребство. Дальше будет только хуже, поскольку общество постепенно отучается от настоящего искусства и культуры, идет процесс замещения. Нас откровенно оскотинивают, объясняя это тем, что "народу это нравится".
Надоела Ваша паранойя про НКО. Вы подмочили Вашу репутацию такими измышлениями.
Вас оскотинивают, верно. Вы уже превратились в зомби, которые кроме врагов ничего не ищут. Вам ли решать, что есть "низкопотребство"? И где Ваш творческий поиск? Какую альтернативу Вы предлагаете?

Нас же -- не оскотинивают. С истинно культурным и интеллигентным человеком этого сделать невозможно.
Не хотите ли поговорить о делении блокадников по сортам? Или Вы рискнёте заявить, что Вас это не касается? ( в этом случае на это будет обращено пристальное внимание общественности)

Edited at 2015-09-03 10:10 am (UTC)
Что-то я не заметил ни интеллигентности, ни какой либо культурности в ваших ответах. Ничего кроме радикальной агрессии и тролльного хамства.
Что касается культурных тенденций, то да, и мне это тоже решать, поскольку я являюсь профессиональным художником, окончившим Академию художеств и имеющим колоссальный опыт в творческой деятельности.
Так что затыкательством ртов, вашим любимейшим либеральным делом, заниматься со мной не следует!
Что касается творческих и вообще гражданских альтернатив, то они были и есть, но у власти до сих пор находятся силы сопротивляющиеся восстановлению русской культуры. Поэтому все что было и есть здоровым в русском обществе, тихо уничтожается.
Вас не оскотинивают, ну а народ же пускай оскотинивается. Вас же, как истинно интеллигентного человека, это не касается, а даже радует. Жаль.
Очень странный комментарий, из разряда личных беспочвенных обвинений и оскорблений. Отвечаю, во-первых, меня это касается, я полноправный член общества как и остальные граждане России, Санкт-Петербурга. Во-вторых, я никогда не был рад чужим бедам.
Коль скоро Вы заговорили о мракобесии, то к Вам вопрос: как Вы относитесь к деятельности г-на Милонова?
* * *
Я в большей степени либерал - это не мешает мне бороться за охрану природы, одолевать несправедливость, одерживать победу в борьбе за признание всех блокадников блокадниками. Так что Ваши идиотские антилиберальные штампы смешны.
Ситуация в музее-мастерской зависит от конкретных людей, а не от их убеждений.
Вы непозволительно экстраполируете на весь либерализм ваши негативные выводы о тех, кого считаете его представителями.

Edited at 2015-09-02 11:15 pm (UTC)
Написал вам там комментарий.
Обращу внимание читателей статьи на то, что андеграунд и большие бюджеты не сочетаются по определению андеграунда. Коммерческий успех для него не нужен.

http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=андеграунд&all=x
АНДЕГРАУНД, -а; м. [от англ. under ground - подполье]. Получившее распространение в конце 60-х гг. 20 в. направление в музыке, литературе и изобразительном искусстве, связанное с поисками новых выразительных средств, отрицающее необходимость широкого признания и коммерческого успеха своей деятельности. Молодёжный а. Увлекаться андеграундом. <Андеграундный, -ая, -ое. А-ое искусство. А-ая культура.
Какой масштабный проект) Уверяю - останется пректом..при старом здании. Пусть меценаты средства выделяют, а для нас - просто музыка)) Музыка же вечна)
http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok44/view/common-info.html?regNumber=0172200002515000226
http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok44/view/documents.html?regNumber=0172200002515000226
18 сентября Смольный объявил конкурс на реконструкцию Центра.
Согласно техзаданию, размещенному на сайте госзакупок, к зданию должны будут пристроить двухэтажную и трехэтажную новые части. Будут частично демонтированы и заменены перекрытия, витражное остекление, кровля, необходимо будет установить новые лестницы, лифты, подъемники и пандусы. В процессе реконструкции также частично демонтируют внутренние и внешние стены. После реконструкции здание должно быть трехэтажным, без чердака, с техническим подпольем и подвалом.

Начальная цена контракта составляет 887 556 594,50 рублей. Источник финансирования - бюджетные средства. Предусмотрено финансирование в три этапа, с 2015 по 2017 годы.